ИСТОРИЯ МУЗЕЯ

Дорогие посетители!

В этом разделе вы узнаете историю зарождения и становления Дарвиновского музея от юношеских мечтаний его основателя—Александра Фёдоровича Котса — до их воплощения в современный музейный комплекс.

Строительство здания — одна из печальных страниц в этой истории. Архивные документы и фотографии расскажут о том, какой долгий путь прошёл музей к обретению собственного дома.






Создание музея. Основатели

Дарвиновский музей основан в 1907 году. Ф. Е. Федулов, А. Ф. Котс, Н. Н. Ладыгина-Котс и В. А. Ватагин в экспозиции музея. 1912 А. Ф. Котс. 1914 Любое яркое явление культуры начинается с творческой личности. И для Дарвиновского музея такой личностью стал его основатель и бессменный директор до 1964 года, доктор биологических наук, профессор Александр Фёдорович Котс (1880—1964). Если бы понадобилось в нескольких словах охарактеризовать этого неординарного человека, то слова — учёный, музеолог и педагог — наиболее полно высветили бы грани дарования Александра Фёдоровича. Александр Котс родился в Борисоглебске в 1880 году в семье немецкого эмигранта. Область научных интересов будущего биолога определилась довольно рано. В детстве он познакомился с элементарной техникой набивки чучел, что стало началом увлечения таксидермией. В 1896 году молодому препаратору присудили малую серебряную медаль Русского общества акклиматизации животных и растений за представленную коллекцию чучел птиц собственной работы на выставке птицеводства в Московском зоологическом саду. Александр Котс за изготовлением чучела птицы. Останкино. 1898 Фёдор Карлович Лоренц, орнитолог, основатель московской школы таксидермии Успехи начинающего биолога и таксидермиста не были случайными. Решающую роль, несомненно, сыграло знакомство с Фёдором Карловичем Лоренцом (1842—1909) — известным зоологом-систематиком и владельцем лучшей таксидермической фирмы Москвы. Чучела, изготовленные опытными мастерами этой фирмы, отличались высоким качеством, динамичными и естественными позами. Александр Котс не только учился у опытных препараторов фирмы Ф. К. Лоренца, но и использовал любой шанс для пополнения своей домашней коллекции. «Без Лоренца не оказалось бы того ценнейшего ядра, вокруг которого слагались, множились, росли и крепли все последующие приобретения Дарвиновского музея» — писал А. Ф. Котс. Многолетняя дружба этих людей оборвалась лишь со смертью Фёдора Карловича. Чтобы сохранить в целостности, спасти от «распыления» его бесценные коллекции, Александр Фёдорович предложил наследникам Лоренца себя в качестве финансового директора фирмы. По его просьбе жалование ему платили чучелами, и мастерская по-прежнему предоставляла Котсу экспонаты по льготным ценам. В 1901 году Александр Котс поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Увлекательные лекции М. А. Мензбира, В. И. Вернадского, К. А. Тимирязева, А. П. Павлова заставили забыть о давнем увлечении. Теперь все средства, выручаемые от частных уроков по биологии, уходили на приобретение иностранной литературы по общей биологии. Труды Альфреда Уоллеса, Гуго де Фриза, Августа Вейсмана, купленные Александром Котсом в те годы, бережно хранятся в музее по сей день. Аудитория МВЖК перед лекцией А. Ф. Котса по дарвинизму. 1907—1913 В 1907 году Александр Котс был приглашён на Московские высшие женские курсы (МВЖК) для ведения практических занятий по анатомии животных, а несколько позже молодой преподаватель стал читать лекции по дарвинизму. Это событие стало поворотным пунктом в судьбе музея и его основателя. Из тесной квартиры коллекция перебралась в зоологическую лабораторию курсов и «...накануне лекций десятки препаратов извлекались из шкафов и располагались на столах в аудитории в порядке, предусмотренном ролью каждого объекта». Слушатели с вниманием и благодарностью встречали увлечённого лектора. Здание Московских высших женских курсов на Девичьем поле (ныне Малая Пироговская улица) Определилось и новое направление комплектования музея. А. Ф. Котс писал, что коллекции «объединялись по отдельным главам эволюционного учения: географическая, возрастная и персональная изменчивость, приспособления, менделизм, ламаркизм, происхождение человека...». Ответы на кипы писем с заказами в Германию, Англию, Францию не заставляли себя долго ждать. «Редкая неделя обходилась без посылок, редкий день не приносил конвертов с иностранной маркой и редкий час — без новых планов о дальнейших пополнениях музея», — вспоминал впоследствии Александр Фёдорович. Частично новые экспонаты оплачивались зоологической лабораторией МВЖК, которой руководил в те годы выдающийся биолог Николай Константинович Кольцов, часть коллекции по-прежнему покупалась на средства основателя музея. В 1913 году коллекция насчитывала уже несколько тысяч экспонатов. А. Ф. Котс решил, что такое уникальное собрание не может быть собственностью одного лица, и передал его МВЖК. Надежда Николаевна Ладыгина-Котс и Александр Фёдорович Котс. 1911 Надежда Николаевна Ладыгина-Котс и Александр Фёдорович Котс. 1959 В 1911 году А. Ф. Котс женился на слушательнице МВЖК Надежде Николаевне Ладыгиной (1889—1963). «В толпе чудесных русских девушек я угадал эту единственную в мире… Не зная ничего о ней, не обменявшись с ней… ни одним глубоким словом, я всем существом своим оказался прикован к ней» — писал Александр Фёдорович о Надежде Николаевне. Прилежная ученица, староста биологического кружка, увлечённая в равной степени психиатрией и зоологией, Надежда Николаевна позже стала соосновательницей Дарвиновского музея, известным учёным-зоопсихологом, автором многих научных трудов, доктором биологических наук. Полвека, наполненных тяжёлыми испытаниями и радостными победами, связывали её с музеем. Н. Н. Ладыгина-Котс работала над созданием зоопсихологического отдела, посвящённого изучению поведения и психики животных, проводила экскурсии, консультировала художников, скульпторов и таксидермистов, помогала готовить экскурсии молодым сотрудникам музея. Таксидермист Ф. Е. Федулов. 1930-е А. Ф. Котс и Ф. Е. Федулов монтируют чучело африканского слона. 1927 Сооснователем и опорой Дарвиновского музея А. Ф. Котс считал таксидермиста Ф. Е. Федулова (1881—1962). Более сорока лет проработал Ф. Е. Федулов в Дарвиновском музее, он создал для него более тысячи экспонатов. В 1927 году мастер был награждён орденом Трудового Красного Знамени, с тех пор ни один российский таксидермист не был удостоен такой награды. Нелегко порой было мастеру производить выбор среди массы материалов, копившихся в музее, устанавливать очередь и порядок монтировки сотен птичьих и звериных шкур, нуждавшихся в скорейшем препарировании и спасении от разъедающего действия жировых кислот. Необходимо было обрабатывать материал, поступавший из Московского зоопарка. В 1930-х гг. появился ещё один источник пополнения коллекций — Московский пушно-меховой холодильник. А. Ф. Котс отбирает шкуры на Московском пушно-меховом холодильнике для последующего изготовления чучел. 1930-е А. Ф. Котс писал: «Пройдут года, наш Дарвиновский музей дождётся своих стен, достойных содержания его... Тогда и лишь тогда перед миллионами грядущих посетителей... развернутся в полной мере замечательные экспонаты, созданные дарованием, трудом и энтузиазмом преданнейшего сотрудника-сооснователя Дарвиновского музея — Филиппа Евтихиевича Федулова». Во время своих поездок по Западной Европе в 1905 г. и 1913 г. А. Ф. Котс внимательно изучал и сравнивал экспозиции крупнейших биологических музеев, имеющих давние традиции и историю. Он обратил внимание на отсутствие в этих музеях предметов изобразительного искусства. Но, по мнению А. Ф. Котса, музей эволюции требовал совершенно нового оформления — так, наряду с подлинными естественно-научными экспонатами было решено использовать живопись и скульптуру. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с В. А. Ватагиным и другими художниками-анималистами. В. А. Ватагин работает над скульптурой Чарлза Дарвина. Позирует А. Ф. Котс. 1927 В. А. Ватагин работает над скульптурой «Кроманьонец с северным оленем». 1918 Василий Алексеевич Ватагин (1883/84—1969), выдающийся русский художник-анималист, действительный член Академии художеств СССР, сотрудник Дарвиновского музея с 1908 по 1950-е годы. А. Ф. Котс всегда называл его сооснователем Дарвиновского музея. В фондах музея хранится 158 скульптур, 372 живописные работы и 1 136 графических работ В. А. Ватагина. Художник создал для музея серию бюстов провозвестников идеи эволюции: Ламарка, Гёте, Дарвина. Материалом служили гравюры и фотографии. Скульптурные композиции, рассказывающие о жизни первобытного человека, В. А. Ватагин выполнил на основе имеющихся в то время научных данных. В музее хранятся сотни «звериных портретов», над созданием которых художник работал с натуры. «Резец и кисть Ватагина не знают некрасивых форм и неизящных линий, эту красоту, это изящество он видит в каждом звере, в каждом повороте, в каждой линии животного...» — писал А. Ф. Котс о художнике. Василий Алексеевич вырастил и напутствовал плеяду русских анималистов. С конца 1920-х годов в Дарвиновском музее вокруг Ватагина стали собираться талантливые художники: А. Комаров, К. Флёров, Д. Горлов, Н. Кондаков, А. Формозов, В. Трофимов, В. Белышев, которые также оставили яркий след в истории Дарвиновского музея. В суровые годы революции и гражданской войны, полные смятения, террора, голода и холода, сотрудники музея не прерывали своей работы. В нетопленных музейных стенах создавались скульптуры, картины, чучела животных, велись научные исследования. Не только вопросы комплектования фондов заботили директора музея. Он разрабатывал экспозиционные и лекционные методы пропаганды эволюционного учения. А. Ф. Котс — великолепный лектор, прекрасный педагог и музеолог — лично прочитал лекции и провёл экскурсии для полумиллиона человек. Его блестящий лекторский талант никого не оставлял равнодушным. В архиве хранятся сотни благодарных писем и восторженных отзывов в адрес Александра Фёдоровича. А. Ф. Котс проводит экскурсию для группы культработников совхозов на тему «Методы селекции в животноводстве». 2 марта 1930 А. Ф. Котс с группой учащихся школы рабочей молодёжи № 116 города Москвы. 1961 Несмотря на бесконечные хлопоты о музее, Александр Фёдорович находил время для научной работы. Он — автор более двухсот музееведческих работ. Сегодня мы вновь обращаемся к ним. В 2013 году музей приступил к изданию Собрания сочинений А. Ф. Котса. Его работы не утратили своей актуальности и являются классикой музееведения — об этом свидетельствует неослабевающий интерес читателей. А. Ф. Котс в своем кабинете за пишущей машинкой. 1940-е Переполненная экспонатами экспозиция музея. 1950-е Главной заботой и болью директора долгие годы было строительство здания для музея. На его долю выпали горечь несправедливости, когда музей закрывали из-за аварийного состояния помещения, хлопоты о строительстве музейного здания, и бесконечное горе, когда стройку прекратили и фундамент (на Фрунзенской улице) передали другому учреждению. А. Ф. Котс так и не увидел музей в собственном здании.

1964—1988

В 1964 году дело жизни А. Ф. Котса продолжила Вера Николаевна Игнатьева (1904—1991). «Выполняя различную текущую работу, я всегда помнила о том, что я пришла в этот музей работать для того, чтобы достойно использовать огромные возможности собраний музейных ценностей для образования и воспитания народа. Всё время стоял вопрос о помещении для создания нормальных условий работы музея» — писала Вера Николаевна. В 1968 году она смогла добиться нового решения о строительстве здания для музея. Вера Николаевна Игнатьева — директор музея 1964—1986 гг. На Пироговской улице, в старом здании музея кипела работа. Сотрудники всеми силами пытались вывести музей из консервации (экспозиция Дарвиновского музея была закрыта для посетителей из-за «крайней запущенности и антисанитарного состояния помещения»), приводили в порядок экспозиционные залы, стены, окна… П. П. Смолин проводит экскурсию для школьников. 1967 В это время в музее работал Пётр Петрович Смолин (1897—1975) — главный хранитель, основатель и руководитель биологического кружка Всероссийского общества охраны природы (ВООП). П. П. Смолин считал работу с молодёжью самым большим делом своей жизни, он писал: «За годы работы с молодёжью мне удалось вырастить более сотни биологов — от докторов наук до начинающих учёных. Это больше, чем что-либо другое, даёт мне удовлетворение». Даже при отсутствии экспозиции П. П. Смолин для учителей проводил занятия и различные семинары по биологии. В 1966 году Управление культуры разрешило открыть экспозицию для обслуживания школьных групп. Постепенно активизировался процесс пополнения фондов дарами и материалами, привезёнными сотрудниками из экспедиций. В конце 1970-х гг. под руководством Веры Николаевны Игнатьевой была создана научная концепция экспозиции под то здание, которое строилось на ул. Вавилова. В качестве консультантов музей привлекал виднейших учёных-биологов и художников-анималистов. В. Н. Игнатьева демонстрирует проект «Зал Чарлза Дарвина». 1970-е С. К. Клумов, председатель Учёного совета Дарвиновского музея и директор В. Н. Игнатьева на заседании Учёного совета музея. 1970-е Валентина Семёновна Орешникова (1946—1989) — главный хранитель Дарвиновского музея с 1979 по 1989 гг. При Валентине Семёновне активно пополнялись фонды музея. Сотрудники музея, преподаватели и аспиранты высших учебных заведений проводили семинары для студентов и школьников, «Биологические пятницы» (семинар для студентов-биологов) в музее. Музей не прекращал активной выставочной деятельности, организуя передвижные выставки во многих городах России и за рубежом. Всё это — и выездные выставки, и лекционная работа, и связь с телевизионными программами — работало на авторитет музея. В 1978 г. Дарвиновский музей был награждён орденом «Знак Почёта» за пропаганду естественно-научных знаний и активную просветительскую работу. Директор музея В. Н. Игнатьева и заместитель директора по научной работе В. М. Нежина (в центре) и члены президиума торжественного мероприятия по случаю вручения Дарвиновскому музею ордена «Знак Почёта» за заслуги в пропаганде естественно-научных знаний. Декабрь 1978 г. Фрагмент выставки «Охотничьи трофеи». 1981 г. Экспонаты музея, представленные на выставке EXPO–81 в Пловдиве (Болгария), были удостоены Гран-при, 3 золотых и 3 серебряных медалей. Передвижная выставка Дарвиновского музея «Животный мир центра России» в городе Владимир. 1982 Аварийное состояние помещения. 1984 Строительство нового здания, начатое в 1974 году, шло медленно, а старые залы разрушались; в 1984 году экспозицию Дарвиновского музея окончательно закрыли для посетителей в связи с аварийным состоянием помещений. Светлана Алексеевна Кулешова — директор Дарвиновского музея с 1986 по 1988 гг. В 1986 году директором Дарвиновского музея стала Светлана Алексеевна Кулешова (1940—2019). За короткий срок она много сделала для улучшения учёта фондовых коллекций, организовала полную сверку с учётной документацией и не жалея сил занималась строительством здания для музея. В это время в музее работали таксидермисты: Калерия Александровна Воронкова (1947—2014) и Николай Константинович Назьмов (1907—1997). Они активно включились в процесс подготовки экспозиции в строящемся для Дарвиновского музея новом здании на ул. Вавилова. В декабре 1986 года С. А. Кулешова пригласила на должность заместителя директора по научной работе Анну Иосифовну Клюкину, которая впоследствии приняла эстафету и стала четвёртым директором музея. Таксидермист К. А. Воронкова. 1980-е Таксидермист Н. К. Назьмов в мастерской Дарвиновского музея за изготовлением головы кабана. 1988 Заместитель директора по научной работе А. И. Клюкина делает доклад на заседании учёного совета музея. 1987

1988—2000-е

В 1988 году директором Дарвиновского музея была назначена Анна Иосифовна Клюкина. Она взяла на себя бремя забот о музейном здании на ул. Вавилова; ею были написаны сотни писем в различные инстанции с просьбой продолжать строительство. К этому времени уже назрела необходимость строительства фондохранилища, так как стало очевидно, что в новом здании все коллекции разместить не удастся. Число отправляемых администрацией музея писем в 1988 году – 40, в 1991 году эта цифра увеличилась почти в два раза. Директор Дарвиновского музея А. И. Клюкина в своем кабинете. 5 мая 1990 Так выглядели помещения в старом здании Дарвиновского музея. 1993 Научный коллектив музея в это время интенсивно разрабатывал новую экспозицию (здание строилось так долго, что прежняя научная концепция экспозиции, принятая в 1970-х гг., устарела). С 1987 по 1993 гг. были разработаны почти все тематико-экспозиционные планы, принят план расстановки витрин по всему музею, определены габариты витрин и их количество, подготовлена большая часть монтажных листов экспозиции. Сотрудникам музея предстояло построить постоянную экспозицию на площади 5 000 кв. м! В целях обучения шестеро из них поехали на стажировку в крупнейший естественно-научный музей мира — лондонский Музей естественной истории. Во многом благодаря этому не только экспозицию, но и всю работу Дарвиновского музея в новом здании удалось организовать на европейском уровне. При закрытой экспозиции не прекращалась выставочная деятельность музея. На различных площадках (в выставочных залах, на ВДНХ, в клубах, кинотеатрах, школах) сотрудники музея организовывали тематические выставки. Дарвиновский музей также был участником крупных международных выставочных проектов. Выставка Дарвиновского музея «Диалог с минувшим», приуроченная к 85-летию со дня рождения К. К. Флёрова проходила в выставочном зале «Сокольники». 1989 Выездная выставка Дарвиновского музея «Птицы и звери России» в Италии (город Анкона). 1991 Лекционная деятельность проводилась сотрудниками музея в школах, ПТУ, училищах, клубах, причём всегда брали с собой интересные экспонаты, фотографии, чтобы проиллюстрировать рассказ. Два раза в неделю в небольшом фойе проходили занятия кружка юных биологов, один раз в неделю собирался кружок юных художников-анималистов. Эти кружки работают в музее до сих пор. В 1990-е активно пополнялись фонды музея за счёт экспедиций научных сотрудников музея. География экспедиций обширна: Казахстан, Памир, Дальний Восток, Кавказ, Архангельская область, озеро Байкал, Южный Ямал, Западная Сибирь, Туркмения, Дагестан, Центральный Тянь-Шань, Алтай, Саяны, Тюменская область, Приуральский район, Приморский край, Киргизия, Белое море, Калмыкия. Ежегодно проводились закупки новых экспонатов. Музей в это время принимает много даров. Состоянию фондов музея уделялось огромное внимание. Была проделана работа по улучшению учёта и хранения коллекций (практически заново были созданы все картотеки, разработаны формы научных паспортов для каждой группы хранения, хранители приступили к более детальному описанию коллекций). Именно в это время Дарвиновский музей одним из первых в России стал создавать электронные базы данных. Переезд чучел слонов в новое здание. 8 августа 1994 Идёт строительство экспозиции в зале «Многообразие жизни на Земле». 1995 Наконец, в 1994 году музей начал переезд в новое здание. А. И. Клюкина так вспоминает о тех событиях: «В декабре 1994 года часть научного коллектива переехала в новое здание. Коллекции перевозили практически одновременно со строительством экспозиции, что для нас было невероятно тяжело. Достаточно сказать, что сотрудники перевезли около четырехсот тысяч единиц хранения и смонтировали почти пять тысяч квадратных метров экспозиции!» Мэр Москвы Ю. М. Лужков и директор музея А. И. Клюкина торжественно открывают новое здание. 2 сентября 1995 100-летие музея. Торжественная церемония открытия выставочного комплекса с фондохранилищем. 21 апреля 2007 2 сентября 1995 года в День города мэр Москвы Ю. М. Лужков торжественно открыл первые экспозиционные залы музея. «Для нас это было совершенно незабываемое событие, — пишет Анна Иосифовна — осуществилась мечта основателя музея Александра Федоровича Котса: Дарвиновский музей распахнул двери нового здания. Правда, ждать этого события пришлось 88 лет». К 100-летнему юбилею, в 2007 году музей получил долгожданный подарок – здание фондохранилища, где помимо хранилищ разместились просторные выставочные залы, кабинеты хранителей, кафе, музейный магазин. Сейчас Дарвиновский музей полноценно работает по всем направлениям деятельности: проводит более 60 выставок в год, создаёт новые интерактивные комплексы и экспозиции, занимается культурно-образовательной и научно-исследовательской работой, много внимания уделяет экологическому просвещению граждан, активно пополняет и изучает фонды. Музей по праву занимает достойное место среди российских и зарубежных музеев, ежегодно принимая более 600 000 посетителей. Свето-видео-музыкальная экспозиции «Живая планета». 2002 Посетители на интерактивной экспозиции «Пройди путём эволюции». 2010 Посетители образовательного интерактивного мультимедийного центра «Познай себя — познай мир». 2015 Экскурсия по палеопарку Дарвиновского музея. 2016 «Нескучный вечер» на крыше. 2016 г. На выставке «Все краски Азии». Сентябрь 2016 Занятие в информационном центре ЭкоМосква «Урок шелководства». 2016 «Серебряные волонтёры» Дарвиновского музея. 2018 Праздник Дошкольной академии в музее. Сентябрь 2019 На экологической тропе музея. 2019 Новый праздник в музее — День пингвина. 1 февраля 2020

Строительство музея

Дарвиновский музей был основан молодым преподавателем дарвинизма Александром Фёдоровичем Котсом (1880—1964) при Московских высших женских курсах (ныне Педагогический университет) в 1907 году. В здании МВЖК музею были выделены помещения, где музей и работал до 1994 года, т.е. 87 лет у музея не было собственного здания. Основатель и бессменный директор Дарвиновского музея ещё до революции 1917 года пытался найти меценатов для строительства музею собственного здания. После революции безуспешно обращался с просьбой о строительстве здания к В. И. Ленину. Удивительно, но обращение к И. В. Сталину да ещё после тяжелейшей Великой Отечественной войны принесло результат. В 1946 году Совет Министров РСФСР принял Постановление N 79 о проектировании собственного здания для ГДМ и ассигновании на эти цели 100 000 рублей. В Постановлении говорилось о необходимости скорейшего решения вопроса о строительстве нового здания для Дарвиновского музея. 1 сентября 1952 г. А. Ф. Котс, Н. Н. Ладыгина-Котс и Ф. Е. Федулов послали письмо в Кремль лично т. Сталину с обширными приложениями и подробным обоснованием необходимости строительства нового здания для ГДМ «во исполнение» Сталинского наказа «догнать и перегнать достижения культуры зарубежных капиталистических стран». Сопроводительное письмо к документам о музее, адресованное И. В. Сталину. 1952 1 августа 1953 г. вышло распоряжение Совета Министров РСФСР № 3902-р «О строительстве здания школьного типа для размещения ГДМ», с чем А. Ф. Котс был категорически не согласен. Его двухлетняя борьба с этим решением дала результат. Проект индивидуального здания для Дарвиновского музея В 1955 году вышло распоряжение СМ РСФСР № 1119-р о разработке спецпроекта для строительства здания Дарвиновскому музею и в этом же году вышло распоряжение Мосгорисполкома об отводе под строительство музея нового участка земли по улице М. Трубецкой. Ввод нового здания Дарвиновского музея был запланирован на 1957 г. Но только в 1958 году вышло совместное Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС о строительстве здания для Дарвиновского музея. В 1958 году Исполком Моссовета принял решение № 11/12 о выделении земельного участка под строительство нового здания для Дарвиновского музея на 3-ей Фрунзенской улице. 22 февраля 1959 г. на совещании у секретаря Горкома КПСС, курирующего вопросы капитального строительства в г. Москве, было принято решение построить здание музея на отведённом участке в 1960–1961 гг. Для этих целей было ассигновано 2 млн рублей. Строительство началось только в октябре 1960 г., и 1 млн. рублей из выделенной суммы Управлением капитального строительства был переключен на другие объекты. В 1960 году был заложен фундамент нового здания Дарвиновского музея на 3-й Фрунзенской улице В 1961 году Исполком Моссовета принял решение о передаче земельного участка, выделенного решением Исполкома Моссовета №11\12 от 25.01.58 под строительство нового здания Дарвиновскому музею, — для строительства хореографического училища Большого театра. А. Ф. Котс отчаянно боролся за спасение музея. Руководство Управления культуры предлагали «музей закрыть, чучела раздать по школам, чтобы не было проблем со строительством». Музей полностью лишили всякого финансирования. Вид со двора на вход в Дарвиновский музей. Конец 1950-х — начало 1960-х В 1964 году умер А. Ф. Котс, так и не осуществив своей мечты — переехать в новое здание. Новым директором музея была назначена Вера Николаевна Игнатьева (1904—1991), благодаря её усилиям Дарвиновский музей построен на улице Вавилова. В 1965 году В. Н. Игнатьева инициировала письмо академиков Б. Е. Быховского, А. Н. Белозерского, А. Л. Курсанова, М. И. Кабачника, А. Н. Несмеянова и А. И. Опарина к Первому секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу с просьбой о строительстве здания для Дарвиновского музея. Активные хлопоты В. Н. Игнатьевой привели к тому, что 9 сентября 1967 года Госстрой СССР выдал разрешение на индивидуальное проектирование здания для музея. 25 июля 1968 года на заседании Московского городского комитета партии было принято решение включить в план проектных работ следующего (1969) года строительство здания для музея. 8 февраля 1968 г. вышло Распоряжение Исполкома Моссовета № 239 об отводе земельного участка по ул. Вавилова (угол ул. Вавилова и ул. Дмитрия Ульянова) под строительство нового здания музея по индивидуальному проекту. В 1972 году Исполкомом Моссовета утвердил технический проект и рабочие чертежи нового здания для Дарвиновского музея. Постановление Исполкома Моссовета № 239 от 08 февраля 1968 г. Макет нового здания Государственного Дарвиновского музея. 1969—1970 В 1974 году на отведённом участке началось строительство. Сотни писем в различные инстанции были написаны В. Н. Игнатьевой, а после 1986 года А. И. Клюкиной с просьбой продолжать строительство. Начало строительства нового здания Дарвиновского музея. 1975 Строительство нового здания Дарвиновского музея. 1977 Строительство здания Дарвиновского музея. 1983 Стройка велась крайне медленно. Настолько медленно, что сквозь плиты успевали прорасти деревья и кустарники. Недостроенное новое здание Дарвиновского музея. 1992 Общий вес бумаг в различные инстанции, по поводу строительства собственного здания для Дарвиновского музея, составил 40 кг 29 июня 1991 года состоялась коллегия Мосстройкомитета, где было принято решение о сдаче музея в 4 квартале 1991 года. А уже 25 февраля 1992 года строящееся здание музея было внесено в список продажи недостроенных объектов. Причём 18 февраля этого же года на имя Алексея Владимировича Яблокова, занимавшего тогда должность Государственного советника РСФСР по экологии и здравохранению, из Мосстройкомитета, куда он обращался с письмом о недопустимом затягивании строительства музея, пришёл ответ, где говорилось, что в декабре 1992 года здание будет введено в эксплуатацию, а 25 февраля музей уже был в списках на продажу с аукциона. В декабре 1994 года здание с многочисленными недостатками было передано музею. Его так долго строили, что стало очевидно, что музею оно мало, и в 1994 году удалось добиться Постановления Правительства Москвы № 360 о строительстве фондохранилища для Государственного Дарвиновского музея. В 1995 Мэр Москвы Ю. М. Лужков и директор ГДМ А. И. Клюкина открыли первый зал экспозиции в новом здании музея для посетителей. В 1997 году приступили к строительству здания фондохранилища для Дарвиновского музея и в 2007 году здание было сдано в эксплуатацию. С укладки труб теплосети началось возведение здания фондохранилища. 2001 Строительство фондохранилища Дарвиновского музея. Март 2006