Создание музея. Основатели


Дарвиновский музей основан в 1907 году.

Ф. Е. Федулов, А. Ф. Котс, Н. Н. Ладыгина-Котс и В. А. Ватагин в экспозиции музея. 1912
Ф. Е. Федулов, А. Ф. Котс, Н. Н. Ладыгина-Котс и В. А. Ватагин в экспозиции музея. 1912

А. Ф. Котс. 1914
А. Ф. Котс. 1914

Любое яркое явление культуры начинается с творческой личности. И для Дарвиновского музея такой личностью стал его основатель и бессменный директор до 1964 года, доктор биологических наук, профессор Александр Фёдорович Котс (1880—1964). Если бы понадобилось в нескольких словах охарактеризовать этого неординарного человека, то слова — учёный, музеолог и педагог — наиболее полно высветили бы грани дарования Александра Фёдоровича.

Александр Котс родился в Борисоглебске в 1880 году в семье немецкого эмигранта. Область научных интересов будущего биолога определилась довольно рано. В детстве он познакомился с элементарной техникой набивки чучел, что стало началом увлечения таксидермией. В 1896 году молодому препаратору присудили малую серебряную медаль Русского общества акклиматизации животных и растений за представленную коллекцию чучел птиц собственной работы на выставке птицеводства в Московском зоологическом саду.

Александр Котс за изготовлением чучела птицы. Останкино. 1898
Александр Котс за изготовлением чучела птицы. Останкино. 1898

Фёдор Карлович Лоренц, орнитолог, основатель московской школы таксидермии
Фёдор Карлович Лоренц, орнитолог, основатель московской школы таксидермии

Успехи начинающего биолога и таксидермиста не были случайными. Решающую роль, несомненно, сыграло знакомство с Фёдором Карловичем Лоренцом (1842—1909) — известным зоологом-систематиком и владельцем лучшей таксидермической фирмы Москвы. Чучела, изготовленные опытными мастерами этой фирмы, отличались высоким качеством, динамичными и естественными позами. Александр Котс не только учился у опытных препараторов фирмы Ф. К. Лоренца, но и использовал любой шанс для пополнения своей домашней коллекции. «Без Лоренца не оказалось бы того ценнейшего ядра, вокруг которого слагались, множились, росли и крепли все последующие приобретения Дарвиновского музея» — писал А. Ф. Котс. Многолетняя дружба этих людей оборвалась лишь со смертью Фёдора Карловича. Чтобы сохранить в целостности, спасти от «распыления» его бесценные коллекции, Александр Фёдорович предложил наследникам Лоренца себя в качестве финансового директора фирмы. По его просьбе жалование ему платили чучелами, и мастерская по-прежнему предоставляла Котсу экспонаты по льготным ценам.

В 1901 году Александр Котс поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Увлекательные лекции М. А. Мензбира, В. И. Вернадского, К. А. Тимирязева, А. П. Павлова заставили забыть о давнем увлечении. Теперь все средства, выручаемые от частных уроков по биологии, уходили на приобретение иностранной литературы по общей биологии. Труды Альфреда Уоллеса, Гуго де Фриза, Августа Вейсмана, купленные Александром Котсом в те годы, бережно хранятся в музее по сей день.

Аудитория МВЖК перед лекцией А. Ф. Котса по дарвинизму. 1907—1913
Аудитория МВЖК перед лекцией А. Ф. Котса по дарвинизму. 1907—1913

В 1907 году Александр Котс был приглашён на Московские высшие женские курсы (МВЖК) для ведения практических занятий по анатомии животных, а несколько позже молодой преподаватель стал читать лекции по дарвинизму. Это событие стало поворотным пунктом в судьбе музея и его основателя. Из тесной квартиры коллекция перебралась в зоологическую лабораторию курсов и «...накануне лекций десятки препаратов извлекались из шкафов и располагались на столах в аудитории в порядке, предусмотренном ролью каждого объекта». Слушатели с вниманием и благодарностью встречали увлечённого лектора.

Здание Московских высших женских курсов на Девичьем поле (ныне Малая Пироговская улица)
Здание Московских высших женских курсов на Девичьем поле (ныне Малая Пироговская улица)

Определилось и новое направление комплектования музея. А. Ф. Котс писал, что коллекции «объединялись по отдельным главам эволюционного учения: географическая, возрастная и персональная изменчивость, приспособления, менделизм, ламаркизм, происхождение человека...». Ответы на кипы писем с заказами в Германию, Англию, Францию не заставляли себя долго ждать. «Редкая неделя обходилась без посылок, редкий день не приносил конвертов с иностранной маркой и редкий час — без новых планов о дальнейших пополнениях музея», — вспоминал впоследствии Александр Фёдорович. Частично новые экспонаты оплачивались зоологической лабораторией МВЖК, которой руководил в те годы выдающийся биолог Николай Константинович Кольцов, часть коллекции по-прежнему покупалась на средства основателя музея. В 1913 году коллекция насчитывала уже несколько тысяч экспонатов. А. Ф. Котс решил, что такое уникальное собрание не может быть собственностью одного лица, и передал его МВЖК.

Надежда Николаевна Ладыгина-Котс и Александр Фёдорович Котс. 1911
Надежда Николаевна Ладыгина-Котс и Александр Фёдорович Котс. 1911

Надежда Николаевна Ладыгина-Котс и Александр Фёдорович Котс. 1959
Надежда Николаевна Ладыгина-Котс и Александр Фёдорович Котс. 1959

В 1911 году А. Ф. Котс женился на слушательнице МВЖК Надежде Николаевне Ладыгиной (1889—1963). «В толпе чудесных русских девушек я угадал эту единственную в мире… Не зная ничего о ней, не обменявшись с ней… ни одним глубоким словом, я всем существом своим оказался прикован к ней» — писал Александр Фёдорович о Надежде Николаевне.

Прилежная ученица, староста биологического кружка, увлечённая в равной степени психиатрией и зоологией, Надежда Николаевна позже стала соосновательницей Дарвиновского музея, известным учёным-зоопсихологом, автором многих научных трудов, доктором биологических наук. Полвека, наполненных тяжёлыми испытаниями и радостными победами, связывали её с музеем. Н. Н. Ладыгина-Котс работала над созданием зоопсихологического отдела, посвящённого изучению поведения и психики животных, проводила экскурсии, консультировала художников, скульпторов и таксидермистов, помогала готовить экскурсии молодым сотрудникам музея.

Таксидермист Ф. Е. Федулов. 1930-е
Таксидермист Ф. Е. Федулов. 1930-е

А. Ф. Котс и Ф. Е. Федулов монтируют чучело африканского слона. 1927
А. Ф. Котс и Ф. Е. Федулов монтируют чучело африканского слона. 1927

Сооснователем и опорой Дарвиновского музея А. Ф. Котс считал таксидермиста Ф. Е. Федулова (1881—1962). Более сорока лет проработал Ф. Е. Федулов в Дарвиновском музее, он создал для него более тысячи экспонатов. В 1927 году мастер был награждён орденом Трудового Красного Знамени, с тех пор ни один российский таксидермист не был удостоен такой награды. Нелегко порой было мастеру производить выбор среди массы материалов, копившихся в музее, устанавливать очередь и порядок монтировки сотен птичьих и звериных шкур, нуждавшихся в скорейшем препарировании и спасении от разъедающего действия жировых кислот. Необходимо было обрабатывать материал, поступавший из Московского зоопарка. В 1930-х гг. появился ещё один источник пополнения коллекций — Московский пушно-меховой холодильник.

А. Ф. Котс отбирает шкуры на Московском пушно-меховом холодильнике для последующего изготовления чучел. 1930-е
А. Ф. Котс отбирает шкуры на Московском пушно-меховом холодильнике для последующего изготовления чучел. 1930-е

А. Ф. Котс писал: «Пройдут года, наш Дарвиновский музей дождётся своих стен, достойных содержания его... Тогда и лишь тогда перед миллионами грядущих посетителей... развернутся в полной мере замечательные экспонаты, созданные дарованием, трудом и энтузиазмом преданнейшего сотрудника-сооснователя Дарвиновского музея — Филиппа Евтихиевича Федулова».

Во время своих поездок по Западной Европе в 1905 г. и 1913 г. А. Ф. Котс внимательно изучал и сравнивал экспозиции крупнейших биологических музеев, имеющих давние традиции и историю. Он обратил внимание на отсутствие в этих музеях предметов изобразительного искусства. Но, по мнению А. Ф. Котса, музей эволюции требовал совершенно нового оформления — так, наряду с подлинными естественно-научными экспонатами было решено использовать живопись и скульптуру. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с В. А. Ватагиным и другими художниками-анималистами.

В. А. Ватагин работает над скульптурой Чарлза Дарвина. Позирует А. Ф. Котс. 1927
В. А. Ватагин работает над скульптурой Чарлза Дарвина. Позирует А. Ф. Котс. 1927

В. А. Ватагин работает над скульптурой «Кроманьонец с северным оленем». 1918
В. А. Ватагин работает над скульптурой «Кроманьонец с северным оленем». 1918

Василий Алексеевич Ватагин (1883/84—1969), выдающийся русский художник-анималист, действительный член Академии художеств СССР, сотрудник Дарвиновского музея с 1908 по 1950-е годы. А. Ф. Котс всегда называл его сооснователем Дарвиновского музея. В фондах музея хранится 158 скульптур, 372 живописные работы и 1 136 графических работ В. А. Ватагина. Художник создал для музея серию бюстов провозвестников идеи эволюции: Ламарка, Гёте, Дарвина. Материалом служили гравюры и фотографии. Скульптурные композиции, рассказывающие о жизни первобытного человека, В. А. Ватагин выполнил на основе имеющихся в то время научных данных. В музее хранятся сотни «звериных портретов», над созданием которых художник работал с натуры.

«Резец и кисть Ватагина не знают некрасивых форм и неизящных линий, эту красоту, это изящество он видит в каждом звере, в каждом повороте, в каждой линии животного...» — писал А. Ф. Котс о художнике.

Василий Алексеевич вырастил и напутствовал плеяду русских анималистов. С конца 1920-х годов в Дарвиновском музее вокруг Ватагина стали собираться талантливые художники: А. Комаров, К. Флёров, Д. Горлов, Н. Кондаков, А. Формозов, В. Трофимов, В. Белышев, которые также оставили яркий след в истории Дарвиновского музея.

В суровые годы революции и гражданской войны, полные смятения, террора, голода и холода, сотрудники музея не прерывали своей работы. В нетопленных музейных стенах создавались скульптуры, картины, чучела животных, велись научные исследования.

Не только вопросы комплектования фондов заботили директора музея. Он разрабатывал экспозиционные и лекционные методы пропаганды эволюционного учения. А. Ф. Котс — великолепный лектор, прекрасный педагог и музеолог — лично прочитал лекции и провёл экскурсии для полумиллиона человек. Его блестящий лекторский талант никого не оставлял равнодушным. В архиве хранятся сотни благодарных писем и восторженных отзывов в адрес Александра Фёдоровича.

А. Ф. Котс проводит экскурсию для группы культработников совхозов на тему «Методы селекции в животноводстве». 2 марта 1930
А. Ф. Котс проводит экскурсию для группы культработников совхозов на тему «Методы селекции в животноводстве». 2 марта 1930

А. Ф. Котс с группой учащихся школы рабочей молодёжи № 116 города Москвы. 1961
А. Ф. Котс с группой учащихся школы рабочей молодёжи № 116 города Москвы. 1961

Несмотря на бесконечные хлопоты о музее, Александр Фёдорович находил время для научной работы. Он — автор более двухсот музееведческих работ. Сегодня мы вновь обращаемся к ним. В 2013 году музей приступил к изданию Собрания сочинений А. Ф. Котса. Его работы не утратили своей актуальности и являются классикой музееведения — об этом свидетельствует неослабевающий интерес читателей.

А. Ф. Котс в своем кабинете за пишущей машинкой. 1940-е
А. Ф. Котс в своем кабинете за пишущей машинкой. 1940-е

Переполненная экспонатами экспозиция музея. 1950-е
Переполненная экспонатами экспозиция музея. 1950-е

Главной заботой и болью директора долгие годы было строительство здания для музея. На его долю выпали горечь несправедливости, когда музей закрывали из-за аварийного состояния помещения, хлопоты о строительстве музейного здания, и бесконечное горе, когда стройку прекратили и фундамент (на Фрунзенской улице) передали другому учреждению. А. Ф. Котс так и не увидел музей в собственном здании.



Создание музея. Основатели 1964—1988 1988—2000-е Строительство музея