Параллели в биологической и социальной эволюции

27 октября 2010 — 23 февраля 2011

Расположение: Основное здание / Цоколь

Мысль о единстве законов развития природы и общества стара как мир. Патриархи древнегреческой философии Платон и Аристотель неоднократно упоминали об этом в своих политических трактатах, побуждая читателя искать решение сложных социальных проблем, используя опыт природы.
Целую систему взаимоотношений природы, общества и человека выстроил в 19 веке британский естествоиспытатель Герберт Спенсер. Она была названа «синтетической философией» и основывалась на сравнении процессов, протекающих в социуме, и тех, что свойственны живым организмам. По мнению Спенсера, общество, существуя по законам всего живого, развивается, усложняется и напоминает по «поведению» клетки в человеческом организме. Его исследования стали важным шагом на пути осмысления единства биологических и социальных процессов. На выставке вы увидите не только портрет Герберта Спенсера (художник М.В. Езучевский), но и книги из редчайшей коллекции музея — труды, выпущенные еще при жизни философа в конце 19 века.
Вопрос взаимодействия природы и человека все еще актуален и эволюционирует, наподобие обществу в теории Спенсера, от локальных проблем к проблемам глобальным. В прошлом использование человеком природных ресурсов носило, скорее, стихийный характер: он брал у природы столько, сколько позволяли его собственные силы и знания. Но научно-техническая революция усилила и ускорила вмешательство людей в естественные биологические процессы — порой, масштаб одной человеческой ошибки сопоставим по своему воздействию со стихийным бедствием.
Какие же уникальные качества позволили человеку создать такой тип общественного устройства, который оказался не по силам ни одному другому виду живых организмов? Каким образом, обладая сходными природными свойствами, он овладел разнообразными типами ресурсов, для освоения которых животным необходимы миллионы лет эволюции? Есть ли действительно что-то принципиально новое в социальной эволюции или, развиваясь таким путем, человек строго следует первоначальной «биологической программе»? На эти и другие вопросы попытаются ответить посетителям музея авторы выставки «Параллели», причем ответить, используя богатейшее музейное собрание, иллюстрируя биологические закономерности на примере животных и растений, а социальные — на пример произведений культуры.
Картины известного художника М.В. Езучевского («Древняя Индия», «Египет», «Ассирия», «Средние века») дополнят и проиллюстрируют одно из главных преимуществ человека перед другими существами — возможность быстрой передачи информации с помощью знаков-изображений. На основе интересных отношений нильского крокодила и птички Pluvianus aegiptus в советское время сняли известный мультфильм. На выставке «Параллели» вы узнаете, почему птичку назвали крокодиловым сторожем, и отчего она помогает следить за гигиеной зубастому хищнику.
Проиллюстрировано и то, как человек, по сравнению с животными, создает вокруг себя безопасное и комфортное окружение — ученые называют это «искусственной средой обитания». Вы увидите, как создается подобная среда в природе — невероятные по сложности конструкции гнездовья и домики птиц, улья и муравейники, а также орудия человека, называемые «вспомогательными органами» — рубило, арбалет, микроскоп.
На выставке вы собственными глазами сможете увидеть, как в зависимости от способа питания изменяются черепа позвоночных животных, чем гигантский череп нильского крокодила отличается от небольшого черепа гигантского муравьеда; чем отличается способ существования человека от способов существования животных; какие живые организмы в дикой природе составляют пары, кто объединяется в сообщества, а кто предпочитает жить, не надеясь на других.


КУПИТЬ БИЛЕТ

Не забудьте распечатать билет
или сохраните его на смартфоне


Уважаемые посетители, просим вас приобретать входные билеты на сайте нашего музея (Распоряжение Департамента культуры № ДК-01-10-1116/21 от 21 января 2021 года).





Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи