Золотой век русской анималистики

К юбилею Г.Е. Никольского (110 лет), Г.Н. Попандопуло (100 лет), В.М. Евстафьева (100 лет) и В.Е. Цигаля (100 лет).

25 июня 2016 — 14 августа 2016

Расположение: Выставочные залы музея / 2 этаж / Выставочный зал №5

Выставка «Золотой век русской анималистики» приглашает исследовать русскую анималистику через призму её шедевров и вдохновивших их работ.

Анималистика, то есть изображение животных, существовало в искусстве давным-давно, но только как прикладной, ремесленный жанр. В старой академической иерархии жанров она занимала чуть ли не последнее место. Мощный скачок в развитии естественнонаучных знаний в XIX в. и, как следствие, - рождение эволюционной теории Ч. Дарвина совершили в сознании людей переворот по отношению к животным. В результате наблюдений за ними в естественной среде обитания, изучения их повадок животный мир предстал перед людьми во всей сложности отношений и многообразия характеров. Все это привело к блистательному расцвету анималистического жанра в ХХ в. 

В фондах Дарвиновского музея в настоящее время хранятся обширные и интересные коллекции анималистической скульптуры, декоративно-прикладного искусства, живописи и графики. В них, как в зеркале, отражается история развития русского искусства с конца XIX по конец ХХ вв. При этом множество ценных экспонатов не выставлялось никогда, так, например, анималистические работы А.С. Голубкиной, В.Н. Домогацкого, В.А. Фаворского, В.А. Ватагина и т.д. Поэтому основной задачей выставки является показать широкому зрителю максимально возможный объем экспонатов из фонда изобразительных источников ГДМ.

На рубеже эпох основное направление развития русского искусства сместилось в область расширения круга художественных традиций: были заново открыты Античность и Древний Египет, искусство Востока было оценено по достоинству, предстало перед зрителями Первобытное искусство, знакомство с которым возбудило интерес к искусству примитивных народов, а затем и к народному искусству. В России художники искали вдохновения в предметах искусства, привозимых коллекционерами для музеев страны со всего мира, включая самые отдаленные уголки нашей Родины. Поэтому в основу тематического плана выставки положены основные стили и направления искусства, мы рассмотрим, как процессы изучения и освоения мирового художественного наследия протекали в такой узкой области искусства, как анималистика. В рамках выставки посетители смогут узнать множество интересных фактов о роли изображения животных в различных культурах и исторических стилях, которые впоследствии были творчески переосмыслены русскими художниками-анималистами. Так, например, наиболее популярным произведением искусства в античном мире была скульптура мастера Мирона «Телка» - именно ей посвящено наибольшее количество упоминаний в Античной литературе. На выставке соседствуют работы различных мастеров, в творчестве которых по-разному были представлены определенные художественные стили. Конечно, не все из представленных здесь работ четко укладываются в эту схему, но такое сопоставление может помочь посетителям пройти по извилистым маршрутам, связывающим во времени и пространстве искусство Древнего мира, Востока и Запада с русским искусством ХХ века.


П.-Ж. Мэн. "Кабан, раздираемый собаками". Из собрания ГДМ.

 А.Л. Бари.  "Слон, придавивший тигра". Из собрания ГДМ.


Г.Е. Никольский. "Буйвол". Из собрания ГДМ.

Актуальные мероприятия



КУПИТЬ БИЛЕТ

Не забудьте распечатать билет
или сохраните его на смартфоне


Уважаемые посетители, просим вас приобретать входные билеты на сайте нашего музея (Распоряжение Департамента культуры № ДК-01-10-1116/21 от 21 января 2021 года).





Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи