Федоскино: масло, лак, папье-маше

К 225-летию промысла

28 апреля 2020 — 26 июля 2020

Расположение: Виртуальная выставка

Дорогие друзья!

Московский областной музей народных художественных промыслов Весной 2020 года Государственный Дарвиновский музей и Московский областной музей народных художественных промыслов планировали порадовать вас выставкой «Федоскино: масло, лак, папье-маше», приуроченной к 225-летию промысла.

Наша выставка перенесена на будущий год.

Совсем немного терпения и вы увидите в выставочных залах Дарвиновского музея знаменитые шкатулки из Федоскино. Покрытые чёрным лаком снаружи и красным — внутри, украшенные бесподобной тончайшей многослойной живописью,— они поражают воображение! На их миниатюрной поверхности вы сможете рассмотреть образы родной природы с её зверем и птицей, лирические пейзажи Подмосковья, сюжеты русских народных сказок, главные герои которых — животные.

А сейчас у вас есть возможность познакомиться с историей промысла.




Государственный Дарвиновский музей благодарит сотрудников Московского областного музея народных художественных промыслов за предоставленные материалы.

Возникновение производства. Лукутинская фабрика

Подмосковное село Федоскино называют «родиной русских лаков».

В 1795 году в сельце Данилково (близ с. Федоскино) купец Пётр Иванович Коробов (1752—1819) открыл фабрику по производству лаковых козырьков для военных головных уборов и табакерок из папье-маше. Изначально на крышки миниатюрных коробочек под лак наклеивались бумажные картинки.

В 1824 году фабрика перешла к зятю Коробова, купцу Петру Васильевичу Лукутину (1784—1863). Он расширил производство, привлекая к работе на фабрике большое количество живописцев. От художников требовалось: «красивый вид вещей, оформление и тончайшее живописное исполнение». К середине XIX века лаковые шкатулки, украшенные бесподобной многослойной живописью с использованием перламутра морских раковин и сусального золота, пользовались спросом во всех слоях русского общества и вывозились за границу. Широкий ассортимент, ориентация на различные вкусы потребителей обеспечили успех делу.

При Лукутиных была разработана технология изготовления изделий, сложились художественные приёмы их оформления, появились миниатюры с изображением троек, чаепитий, хороводов, плясок. Изделия приобрели хорошо узнаваемый стиль и стали называться «лукутинскими».


Александр Петрович Лукутин с семьёй. 1860

Александр Петрович Лукутин с семьёй. 1860

Лукутины принадлежали к старинному московскому купеческому роду. В Китай-городе торговали разным товаром, в том числе оловянной, медной, серебряной, вызолоченной фольгой, которую производили в Москве и продавали в крупных городах России. В 1810 году Пётр Васильевич Лукутин женился на Екатерине Петровне Коробовой, дочери владельца табакерочной фабрики. Его сын Александр Петрович (1819—1888) и внук Николай Александрович (1853—1902) продолжали производство лаковых изделий.

Николай Александрович Лукутин. Начало XX века

Николай Александрович Лукутин. Начало XX века

С 1880-х годов до 1902 года хозяином фабрики был Николай Александрович Лукутин. В магазине, который занимал первый этаж его собственного дома на Тверской улице, продавались знаменитые лукутинские лаковые изделия из папье-маше.

Любовь Герасимовна Хлудова. 1893

Любовь Герасимовна Хлудова. 1893

После смерти Н. А. Лукутина в 1902 году всё его имущество перешло к его вдове Л. Г. Лукутиной, урождённой Хлудовой (1859—1931). Она возглавляла фабрику лаковой миниатюры до 1904 года.

Журнал «Волна». 1884

Журнал «Волна». 1884

Изображения для миниатюр создавались на основе лубочных картинок, гравюр, литографий. «Перекладывали» на изделия картины русских и западноевропейских художников. Исходные материалы для копирования живописцы брали из журналов «Нива», «Волна», «Русский художественный листок».

Федоскинская трудовая артель

В 1904 году фабрика Лукутиных закрылась, а через шесть лет её бывшие мастера основали «Федоскинскую трудовую артель». В 1910 году изделия артели экспонировались на Казанской кустарной выставке и получили серебряную медаль, в 1913 году на выставке в Киеве —малую золотую медаль.

В годы Первой мировой войны и революции производство часто простаивало из-за отсутствия сырья и материалов. Не имея своего транспорта, артельщики на себе возили продукцию в Москву, а обратно возвращались с флягами скипидара, лака, кистями и красками.

Молодое советское государство высоко оценило качество лаковых изделий: они шли на экспорт, участвовали в международных и всесоюзных выставках. Постепенно расширялся ассортимент выпускаемой продукции: наряду со шкатулками стали выпускать кубки, вымпелы, вазы, настольные письменные приборы из папье-маше. Изделия украшали миниатюрами иного содержания: портретами государственных деятелей, индустриальными пейзажами, композициями, посвящёнными великим стройкам, успехам сельского хозяйства, достижениям науки и техники.

В конце 1950-х годов живописцы стали отказываться от копирования картин художников-передвижников и советских художников и начали создавать оригинальные авторские работы, в которых творчески переосмысливают традиции «федоскинской» миниатюры.

Артельщики. Первая половина XX века

Артельщики. Первая половина XX века

Кругликов Алексей Алексеевич (1884—1960)

Кругликов Алексей Алексеевич (1884—1960)
— художник-миниатюрист фабрики Лукутиных. Один из учредителей Федоскинской трудовой артели. Член Союза художников СССР

Бородкин Василий Сергеевич (1883—1944)

Бородкин Василий Сергеевич (1883—1944)
— художник-миниатюрист. Учредитель Федоскинской трудовой артели бывших мастеров фабрики Лукутиных. Преподаватель Федоскинской школы миниатюрной живописи в 1942—1944 гг.

Семёнов Иван Семёнович (1896—1947)

Семёнов Иван Семёнович (1896—1947)
— художник-миниатюрист; в Федоскинской трудовой артели с 1928 г.

Федоскинская фабрика миниатюрной живописи

В 1960 году артель была преобразована в государственное предприятие «Федоскинская фабрика миниатюрной живописи». К этому времени достигла расцвета плеяда художников: М.С. Чижов, В.Д. Липицкий, И.И. Страхов, М.Г. Пашинин, С.П. Рогатов, В.Д. Антонов, Н.М. Солонинкин. Ряд живописцев вступили в Союз художников СССР, получили звания, государственные награды и премии. Лучшие мастера преподавали в Федоскинском художественно-промышленном училище, писали портреты героев страны, спортсменов, космонавтов, учёных, деятелей культуры, видных партийных деятелей…

Постепенно раздвигались идеологические рамки, сковывающие творческую индивидуальность художников. Русская природа, русский фольклор и сказки — темы, которые заняли прочное место в творчестве федоскинских мастеров во второй половине XX века. На миниатюрной поверхности шкатулок всё чаще «красуются» сюжеты сказок, образы родной природы с её зверем и птицей, лирические пейзажи Подмосковья.

Произведения современных художников отличает свобода выбора тем, однако сюжеты, отражающие русский национальный колорит, остаются любимыми у мастеров. Сегодня изделия фабрики экспонируются заграницей, участвуют в международных выставках, служат памятными подарками от имени Российского Правительства государственным и общественным деятелям всего мира.

Крышка «Охота на волка». Середина XX века

Крышка «Охота на волка». Середина XX века
Автор живописи В. В. Корсаков
Папье-маше, масло, лак, миниатюрная живопись — плотное письмо
Московский областной музей народных художественных промыслов

Коробка «Юннаты». 1950-е

Коробка «Юннаты». 1950-е
Автор живописи П. Г. Зерцалов
Папье-маше, масло, лак, сусальное золото, алюминиевый порошок, алюминиевая паста, миниатюрная живопись — плотное и сквозное письмо
Московский областной музей народных художественных промыслов

Шкатулка «Алёнушка». 1977

Шкатулка «Алёнушка». 1977
Автор живописи Н. В. Иванов
Папье-маше, масло, лак, металл, сусальное золото, миниатюрная живопись — плотное и сквозное письмо
Московский областной музей народных художественных промыслов

Шкатулка «Федоскино». 1958

Шкатулка «Федоскино». 1958
Автор живописи В. И. Лунев
Папье-маше, масло, лак, металл, сусальное золото, алюминиевая паста, миниатюрная живопись — плотное письмо
Московский областной музей народных художественных промыслов

Коробка «Зубры». 1958

Коробка «Зубры». 1958
Автор живописи С. П. Рогатов
Папье-маше, масло, лак, металл, миниатюрная живопись — плотное письмо
Московский областной музей народных художественных промыслов

Миниатюра «Куропатки». 1960-е

Миниатюра «Куропатки». 1960-е
Автор живописи С. П. Рогатов
Папье-маше, масло, лак, металл, сусальное золото, миниатюрная живопись — плотное письмо
Московский областной музей народных художественных промыслов

Панно «Жар-птица». 1968

Панно «Жар-птица». 1968
Автор живописи В. В. Лавров
Папье-маше, масло, золото сусальное, лак, миниатюрная живопись
Государственный Дарвиновский музей



Панно «Тройка». 1972

Панно «Тройка». 1972
Автор живописи Е. И. Старых
Папье-маше, масло, лак, сусальное золото, миниатюрная живопись
Государственный Дарвиновский музей

Панно «Лесной пейзаж». 1971

Панно «Лесной пейзаж». 1971
Автор живописи И. А. Евмененко
Папье-маше, масло, лак, сусальное золото, миниатюрная живопись
Государственный Дарвиновский музей







Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи