Шклярская Яна Геннадьевна

Зав. выставочным отделом

(499)783-2012 ShklyarskayaYG@culture.mos.ru, yansh@darwinmuseum.ru


В 2001 году окончила МГАХИ им. В.И. Сурикова, факультет теории и истории искусства.

С 2003 по 2005 работала в Stella Art Gallery. Координатор ряда выставок российских и зарубежных художников, в том числе, Ильи и Эмилии Кабаковых, Андрея Монастырского, Вадима Захарова, Алекса Каца, Роберта Мэпплторпа.

C 2006 по 2013 год работала в Региональном фонде поддержки искусства и культуры «Старые годы», осуществлявшем совместные выставочные проекты с Государственной Третьяковской галереей. Координатор выставки Ольги Розановой «Увидеть мир преображённым…». Куратор выставок Виктора Уфимцева «Мы называли себя новаторами», Николая Мамонтова «Сны пилигрима», Валентина Окорокова «Предмет и вне предмета: 1920 -1970-е». Параллельно в октябре 2008 была куратором выставки «RE: 990» в галерее «Риджина».

В Государственном Дарвиновском музее работает с августа 2013 руководителем выставочных проектов, с 2014 года заведующей выставочным отделом.

Куратор проектов «Голос Севера» https://clck.ru/R88PB Видео: https://clck.ru/RteSa
«Знакомьтесь – заповедники» https://clck.ru/RTgha

Организатор и член жюри Конкурса молодых скульпторов-анималистов в Дарвиновском музее /2014-2020/: https://clck.ru/UA2B3

Куратор выставок в рамках спецпрограмм Московской биеннале современного искусства : https://clck.ru/WKh45

Инклюзивных проектов: «Транскрипция шума» /первая совместная выставка зрячеслышащих художников и художников с различными нарушениями зрения и слуха, со-куратор Елена Демидова, 2015/ https://clck.ru/RaQdX
«Со-творение» /контактная выставка скульптуры Вадима Сидура, совм. с Музеем Вадима Сидура, и серия инклюзивных мастер-классов слепоглухих со зрячеслышащими художниками, 2016/ https://clck.ru/RaQhf
«Береста на века» /контактная выставка, тактильная экскурсия и мастер-класс для слепых, 2016/: https://clck.ru/UA2DP

Международных выставок:
«Все краски Азии» /к 20-летию подписания Договора о сотрудничестве Россия-АСЕАН, 2016/ https://clck.ru/RaQgL
«Энди Уорхол. Вымирающие виды» /к Году экологии в России, совместно с Европейским культурным клубом, 2017/ https://clck.ru/RaQjs

Член Союза Художников России,
Международной ассоциации искусствоведов,
межинститутской исследовательской группы «Европейский символизм и модерн».

Эксперт интенсива грантовой программы «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь» 2021 (организатор Центр развития музеев малых городов и сёл «Лоция»);
эксперт V Школы музейного развития «За границами столиц» 2020;
участник семинаров «Школы музейного лидерства» Фонда В. Потанина 2019 (Архангельск);
финалист в номинации «Лучший проект, направленный на межрегиональное взаимодействие» международного фестиваля «Интермузей-2019» с проектом «Голос Севера»;
победитель конкурса Фонда В. Потанина «Музейный десант» 2018.

Награды:

Диплом Союза художников России за содействие развитию изобразительного искусства России,
Благодарность Министерства образования и науки РФ,
Благодарность Общественной палаты Российской Федерации за участие в Фестивале гражданского общества «Добрые люди»,
Грамота Московской городской Думы за личный вклад в развитие экологического просвещения.

Интересы:

Культура Русского Севера, искусство символизма, мировая экспозиционная практика.

Избранные публикации:

  • «Метаморфозы телесности. Скульптор Барбара Фалендер». Статья в российско-польский научный сборник межинститутской группы «Европейский символизм и модерн» (в печати) 2021
  • «Три письма об Александре Борисове». Статья в каталоге «Север 2.0. Современная культура и искусство» Arctic Art Institute 2020. С. 124-135
  • «Антропософская концепция музея сегодня». Статья в Трудах ГДМ XXIII 2020. С. 116-124
  • «Музей и другие развлечения». Статья в журнале «Собрание» #7/2019. С.76-81
  • «Инклюзия и современное искусство. Дарвиновский музей». Статья в журнале «Собрание» #2/2017. С.112-119
  • «Ностальгический символизм Николая Мамонтова». Статья в книге «Символизм – новые ракурсы». Коллективный труд, составитель и ответственный редактор И.Е. Светлов. Москва: межинститутская группа «Европейский символизм и модерн». Изд. «Канон+» 2017. С. 392-403
  • «Дарвин и Тринадцатый. Концептуальное искусство в естественно-научном музее». Статья в сборнике «Труды Государственного Дарвиновского музея», вып. XVIII. М 2014. С.243-248
  • «Таврическая выставка 1905 года: взгляд назад и перспективы русской живописи». Статья в сборнике МГАХИ им. В.И. Сурикова «Искусство XIX-XX веков. Контрасты и параллели». М 2014. С. 197-207
  • «Пименов. Новая Москва», «Самохвалов. «Девушка с ядром», «Чайков. «Футболисты». Статьи в книге «Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Искусство ХХ века. Путеводитель». М 2014. С. 142, 146, 166
  • «Символизм в русской монументальной скульптуре первых лет революции». Статья в сборнике Государственной академии славянской культуры «Символизм как художественное направление: взгляд из XXI века». М 2013. С. 418-423
  • «Народ и памятник». «Искусство» 2012, №3 (582). С. 33-47
  • «Варианты пластического осмысления памятника в русской революционной скульптуре». Статья в сборнике Государственной академии славянской культуры «Искусство XIX-XX веков. Сцепления и размежевания». М 2012. С. 266-282
  • «Валентин Окороков. Предмет и вне предмета: 1920-е - 1970-е». «Третьяковская галерея» 2008, №2. С. 78-79
  • «Виктор Иванович Уфимцев». «Третьяковская галерея» 2008, №1. С. 82-83
  • «По адресам воздушных замков». Предисловие к каталогу выставки Николая Мамонтова «Сны пилигрима» в ГТГ апрель-май 2008. С. 22-27
  • «Путешествие в страну Востока». Предисловие к каталогу выставки Виктора Уфимцева «Мы называли себя новаторами» в ГТГ сентябрь-октябрь 2007. С. 20-28