«Образ/ы Севера в русском и европейском искусстве»

Научная конференция

30 ноября 2023 — 1 декабря 2023



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ   Государственный Дарвиновский музей   Проект ГДМ «ГОЛОС СЕВЕРА»

Ключ к Северу лежит там, где никто не ищет.
Ключ к Северу ждёт между биениями сердца…

В истории и культуре Европы и России дихотомия «Юг – Север» не менее значима, чем актуализируемая в новое и новейшее время дихотомия «Запад–Восток». Формирование европейской цивилизации и, следовательно, относительно единого типа культуры происходило именно в оппозиции «Юг – Север», где Юг был носителем и продуцентом культуры, а «дикий» Север, границы которого на протяжении веков постоянно отодвигались вверх по карте, был источником опасности и дезорганизации, но также и пространством для культурного освоения и художественного осмысления. Поэтому оппозиция «Юг – Север» в контексте русской и европейской культуры подразумевает не столько сложившиеся типы культур с относительно четкими признаками, сколько климатически-географические обусловленности культур, что позволяет определять границу Севера в рамках локального с большей степенью условности и подвижности.

В целом ряде европейских культур (в том числе русской) Север как нечто обладающее особыми атрибутами и коннотациями в этой дихотомии «Юг-Север» имеет свой внутренний, национальный культурный смысл и значение. Такие локальные культурно значимые оппозиции (Москва – Санкт-Петербург, Вена – Берлин, Средиземноморье/Черноморье – Балтика и т.д.) по оси Юг-Север также формируют особое понимание «северности» и могут рассматриваться как один из возможных вариантов реализации в искусстве образа Севера.

Понятие «Север» аккумулирует в себе как географические, так и культурно-ментальные, символические, даже метафизические и мистические коннотации, но в первую очередь ассоциируется с природным пространством, акцентированно автономным, находящимся в оппозиции к цивилизации, независимым в своём существовании от человека или даже враждебным по отношению к нему. Север формирует или даже создает особую антропологию. Человек в пространстве Севера существует в двух базовых, при этом противоположных друг другу состояниях: созерцания и борьбы. Эти две противоположные интенции – пассивность и пассионарность – обнажают человека до экзистенционально сущностного, становясь базой для самопознания, создают особое поле напряжения, окрашивающее художественное восприятие Севера и реализацию образа Севера в искусстве.

Архетипические бинарные оппозиции верх/низ, белое/черное, свет/тьма, холод/тепло, земля/небо, день/ночь, вода/суша и, разумеется, жизнь/смерть приобретают особое наполнение, трансформируются специфическим образом или обнажаются до их полного неразличения. С понятием Север связано и особое выражение и понимание пластики, статики и динамики, света и цвета, пространств материальных и трансцендентных. Север особым образом актуализирует в искусстве концепты «воли», «страха», «мечты», «борьбы», «одиночества» и т.д., сопрягает пафос борьбы и побед с медитативным пере- и проживанием северных рельефов и пространств, трагедию человеческих крушений и поражений с опытом соприкосновения с метафизическим и сакральным.

Художественное осознание Севера России и его культурного наследия имеет свои принципиальные особенности. В восприятии иных культур сама Россия предстает «северной страной», что порождает определенные стереотипы, отражающиеся в том числе и в искусстве. Осознание Севера русским искусством также не отличается постоянством: периоды сильного влечения ко всему северному сменяются периодами полного забвения Севера. Этот пульсирующий интерес обусловлен целым рядом закономерностей социального порядка, всякий раз по-новому окрашивающих восприятие Севера в искусстве.

Европа обладает собственным «общим» Севером – Скандинавией, которая периодически оказывает значительное влияние на континентальную Европу, причём как в качестве пространства северной мифологии, исландских саг, древнегерманских и древнескандинавских героических эпосов, так и в качестве примера актуального художественного осмысления северной проблематики.

На конференции предлагается обсудить следующий круг вопросов:

  • Тема Севера в искусстве; Север как место действия; северный сюжет, северный «текст».
  • Национальные образы Севера в искусстве и отражение в искусстве локальных (региональных) культурных антиномий по линии «Юг – Север».
  • Северные влияния и северные впечатления; инспирация Севером, образами северной мифологии и северных героических эпосов.
  • Скандинавия как транслятор и ретранслятор для европейского искусства северных образов, северных ментальных и художественных моделей. Северные стили в искусстве.
  • Север в искусстве романтизма, символизма, экспрессионизма, соцреализма и т.д.
  • «Русский Север» в русском и европейском искусстве. Стереотип России как северной страны.
  • Геопоэтика Севера. Свет и цвет, рельеф и ландшафт; вербальные, визуальные, тактильные характеристики Севера и их реализация в искусстве. Холод, зима, льды как культурный феномен.
  • Мифопоэтика Севера. Мифические и мифологические интерпретации Севера в искусстве. Архетипическое в художественном восприятии Севера, северная специфика бинарных оппозиций. Север как пограничное пространство. Трансцендентное, космологическое и метафизическое Севера.
  • Северная атрибутика в искусстве. Стилизация под северное. Переосмысление северных образов и реалий в искусстве, в том числе комическое, пародийное и травестийное (например, образы белого медведя, мамонтенка в советской мультипликации).

Оргкомитет: И.Н. Проклов (ГИИ), Я.Г. Шклярская (ГДМ).

Заявки на участие в конференции и тезисы докладов принимаются до 15 ноября 2023 года.
Адреса для подачи заявок, вопросов и предложений: proklov@gmail.com, shklyarskaya@gmail.com
Оргкомитет оставляет за собой право на отбор заявок.


Скачать документы:

Конференция Образы Севера.pdf



КУПИТЬ БИЛЕТ

Не забудьте распечатать билет
или сохраните его на смартфоне


Уважаемые посетители, просим вас приобретать входные билеты на сайте нашего музея (Распоряжение Департамента культуры № ДК-01-10-1116/21 от 21 января 2021 года).





Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи