Путешествие в мир клетки

Музейный урок



Программа проводится в рамках проекта "Музейный урок" и проходит в учебной лаборатории музея, а также на музейной экспозиции в зале "Этапы познания живой природы". Цель занятия - получение и усвоение знаний о происхождении и строении живых организмов при помощи инструментальных методов исследования в области микробиологии и цитологии, а также развитие познавательного интереса к естественным наукам и творческого подхода к образовательной деятельности.
В учебной лаборатории школьники знакомятся с понятием "клетка", со строением одноклеточных и многоклеточных живых организмов, с общностью плана строения всех живых существ, с историей появления и дальнейшего совершенствования микроскопов.
Рассказ экскурсовода о сложнейших процессах, проходящих в клетке, сопровождается демонстрацией на экране ярких фотографий, уникальных схем, коротких видеосюжетов.
Для закрепления полученных знаний и навыков учащиеся заполняют маршрутный лист, составленный по экспозиции музея "Этапы познания живой природы" (раздел "Развитие микроскопии"), где представлена история оптических приборов, начиная с создания первого микроскопа в конце 16 века и до начала 20 века, а также посещают образовательный мультимедийный центр "Познай себя - познай мир".

Продолжительность занятия: 50 - 60 минут.

Справки по телефону: 8(499)134-6124, 8(499) 132-1047

РЕКОМЕНДАЦИИ

Занятие рекомендуется для проведения урока по предмету: "Природоведение" 5 класс, тема "Жизнь на Земле", многообразие живых клеток, строение клетки; "Биология" 6 класс, тема "Клеточное строение растений"; "Биология" 7 класс, тема "Строение тела животных".
При подготовке детей к посещению музея по данной теме, учителю рекомендуется предложить учащимся повторить темы учебной программы по строению клетки.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Цель урока - усвоение учениками информации об единстве происхождения и едином плане строения живых организмов, что является неотъемлемой частью целостной научной картины мира.
Задачи урока:
  • ознакомление с краткой историей развития микроскопии;
  • формирование навыков в работе с микроскопом;
  • изучение основных характеристик и свойств таких биологических объектов как животная и растительная клетки;
  • освоение инструментальных методов исследования в области микробиологии и цитологии;
  • знакомство с одноклеточными организмами;
  • развитие познавательного интереса к естественным наукам;
  • демонстрация связи с другими школьными предметами (физикой, химией, геометрией, лингвистикой);
  • формирование научного мировоззрения.


План:
  1. Микроскоп - оптический прибор для получения увеличенного изображения мелких объектов и их деталей, невидимых невооружённым глазом. Происхождение названия (mikros (малый) + skopeo (смотрю) = микроскоп).
  2. Роберт Гук открывает живой микромир (основные сведения об учёном, его микроскоп, главная книга "Микрография").
  3. Антони ван Левенгук погружается вглубь микромира (основные сведения об учёном, его микроскопы, основные достижения как основоположника научной микроскопии).
  4. Устройство современного светового микроскопа и основные приёмы работы с ним.
  5. Повторение опыта Р. Гука со срезом пробки. Происхождение термина "клетка".
  6. Растительная клетка на примере кожицы лука (ядро, вакуоль, клеточная стенка).
  7. Форма клеток и их взаиморасположение. Связь формы клеток и особенностей построения клеточной сети с прочностью конструкции.
  8. Хлоропласты. Их значение в жизни растений и в существовании жизни на Земле.
  9. Размеры клеток. Самая большая клетка - яйцо.
  10. Химия клетки: Белки (постановка опыта с перекисью водорода с целью показа работы фермента каталазы).
  11. Химия клетки: Углеводы (постановка опыта с картофелем и йодом для демонстрации крахмальных зерен и лейкопластов).
  12. Животная клетка и её отличие от растительной на примере крови лягушки.
  13. Кровь человека и её отличия от крови лягушки. Основные клетки крови (эритроциты, лейкопласты, тромбоциты).
  14. Одноклеточные организмы: Инфузории (наблюдение под микроскопом живой культуры инфузорий, особенности строения и жизни).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В качестве домашнего задания предлагается подготовить презентацию о научной деятельности великих естествоиспытателей: Антони ван Левенгука, Роберта Гука, Рудольфа Вирхова, Маттиаса Шлейдена, Теодора Шванна и других. Желательно сделать рисунки, увиденных простейших организмов, в лабораторных тетрадях.








урок в музее


КУПИТЬ БИЛЕТ

Не забудьте распечатать билет
или сохраните его на смартфоне


Уважаемые посетители, просим вас приобретать входные билеты на сайте нашего музея (Распоряжение Департамента культуры № ДК-01-10-1116/21 от 21 января 2021 года).





Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи