История музея



Экспозиция зала рассказывает об истории зарождения и становления Дарвиновского музея от юношеских мечтаний его основателя — Александра Фёдоровича Котса — до их воплощения в современный музейный комплекс.

Экспозицию открывает портрет основателя и первого директора Дарвиновского музея Александра Фёдоровича Котса (1880—1964). Архивные фотографии и документы, представленные в зале, освещают все грани личности этого неординарного человека —учёного, музеолога, педагога, страстного коллекционера, знатока таксидермии и ценителя анималистического искусства, талантливого руководителя, сплотившего вокруг себя коллектив единомышленников.


Фрагмент экспозиции


Фрагмент экспозиции

С юношеских лет Александр Котс видел своё призвание — быть «натуралистом-музеологом». Немало этому способствовало знакомство шестнадцатилетнего гимназиста с выдающимся таксидермистом, владельцем лучшей таксидермической фирмы Москвы Фёдором Карловичем Лоренцом (1842—1909). Александр не только учился у опытных препараторов фирмы Лоренца, но и использовал любой шанс для пополнения своей домашней коллекции. «Без Лоренца — писал А.Ф. Котс — не оказалось бы того ценнейшего ядра, вокруг которого слагались, множились, росли и крепли все последующие приобретения Дарвиновского музея».


Фёдор Карлович Лоренц, выдающийся российский таксидермист, основатель московской школы таксидермии


Фрагмент экспозиции

В 1907 году выпускник Московского университета А. Ф. Котс был приглашён на Московские высшие женские курсы (МВЖК) вести практические занятия по анатомии животных. Молодой преподаватель перевёз домашнюю коллекцию чучел в зоологическую лабораторию курсов и использовал её как демонстрационный материал на занятиях. С этого момента музей начинает своё летоисчисление.

Дарвиновский музей, по словам основателя, «организовывался как учебно-вспомогательный музей при высших женских курсах, как наглядный демонстрационный аппарат при курсе эволюционного учения и дарвинизма». На фотографиях, представленных в зале, можно увидеть первые экспозиции музея в стенах Московских высших женских курсов.


Группа слушательниц МВЖК. В центре: Александр Фёдорович Котс. 1912

В 1911 году А. Ф. Котс женился на студентке естественного отделения Московских высших женских курсов Надежде Николаевне Ладыгиной (1889—1963), которая впоследствии стала известным учёным-зоопсихологом, автором многих научных трудов, доктором биологических наук. Полвека связывали её с музеем. Н. Н. Ладыгина-Котс работала над созданием зоопсихологического отдела, посвящённого изучению поведения и психики животных, проводила экскурсии, консультировала художников, скульпторов и таксидермистов, помогала готовить экскурсии молодым сотрудникам музея. В экспозиции можно увидеть фотографии счастливых молодожёнов—основателей Дарвиновского музея и погрузиться в рабочую атмосферу кабинета учёного прошлого века.


А. Ф. Котс и Н. Н. Ладыгина-Котс во время свадебного путешествия. 1911


Фрагмент экспозиции

Сооснователем и опорой музея А. Ф. Котс также считал таксидермиста Филиппа Евтихиевича Федулова (1881—1962). Более сорока лет он проработал в музее, за эти годы изготовил более двух тысяч чучел. Мастер вспоминал, что с Александром Фёдоровичем работать было интересно; он подбирал книги, рисунки и фотографии животных, обговаривал все нюансы пропорций и позы будущего чучела. В экспозиции посетители увидят инструменты и личные вещи Ф. Е. Федулова.


А. Ф. Котс и Ф. Е. Федулов монтируют чучело африканского слона. 1927


Фрагмент экспозиции

Во время своих поездок по Западной Европе в 1905 г. и 1913 г. А. Ф. Котс внимательно изучал и сравнивал экспозиции крупнейших биологических музеев, имеющих давние традиции и историю. Он обратил внимание на отсутствие в этих музеях предметов изобразительного искусства. Но, по мнению А. Ф. Котса, музей эволюции требовал совершенно нового оформления — так, наряду с подлинными естественно-научными экспонатами, было решено использовать живопись и скульптуру. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с В. А. Ватагиным и другими художниками-анималистами.

Василий Алексеевич Ватагин (1883/84—1969), выдающийся русский художник-анималист, действительный член Академии художеств СССР, сотрудник Дарвиновского музея с 1908 по 1950-е годы. А. Ф. Котс всегда называл его сооснователем Дарвиновского музея. «Резец и кисть Ватагина не знают некрасивых форм и неизящных линий, эту красоту, это изящество он видит в каждом звере, в каждом повороте, в каждой линии животного…» — писал А. Ф. Котс о художнике.


В. А. Ватагин работает над скульптурой Чарлза Дарвина. Позирует А. Ф. Котс. 1927

Василий Алексеевич вырастил и напутствовал плеяду русских анималистов. С конца 1920-х годов в Дарвиновском музее вокруг Ватагина стали собираться талантливые художники: А. Комаров, К. Флёров, Д. Горлов, Н. Кондаков, А. Формозов, В. Трофимов, которые также оставили яркий след в истории Дарвиновского музея.


Фрагмент экспозиции

Главной заботой и болью А. Ф. Котса долгие годы было строительство здания для музея. На его долю выпали горечь несправедливости, когда музей закрывали из-за аварийного состояния помещения, хлопоты о строительстве музейного здания, и бесконечное горе, когда стройку прекратили и фундамент (на Фрунзенской улице) передали другому учреждению. Александр Фёдорович так и не увидел музей в собственном здании.

Строительство здания —одна из печальных страниц в истории Дарвиновского музея. Документы и фотографии в экспозиции расскажут о том, какой долгий путь прошёл музей к обретению собственного дома.

В борьбу за здание включились и последующие директора музея: Вера Николаевна Игнатьева (1904—1991) и Светлана Алексеевна Кулешова (1940—2019). В 1988 году директором Дарвиновского музея стала Анна Иосифовна Клюкина. Ею были написаны сотни писем в различные инстанции с просьбой продолжать строительство на ул. Вавилова.


Вера Николаевна Игнатьева — директор музея с 1964—1986 гг.


Светлана Алексеевна Кулешова ¬— директор музея с 1986—1988 гг.


Мэр Москвы Ю. М. Лужков и директор музея А. И. Клюкина торжественно открывают новое здание. 2 сентября 1995

2 сентября 1995 года музей открыл двери нового здания для посетителей. Сейчас Дарвиновский музей полноценно работает по всем направлениям деятельности: проводит более 60 выставок в год, создаёт новые интерактивные комплексы и экспозиции, занимается культурно-образовательной и научно-исследовательской работой, много внимания уделяет экологическому просвещению граждан, активно пополняет и изучает фонды. Музей по праву занимает достойное место среди российских и зарубежных музеев, ежегодно принимая более 600 000 посетителей.


Фрагмент экспозиции




КУПИТЬ БИЛЕТ

Не забудьте распечатать билет
или сохраните его на смартфоне


Уважаемые посетители, просим вас приобретать входные билеты на сайте нашего музея (Распоряжение Департамента культуры № ДК-01-10-1116/21 от 21 января 2021 года).





Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи