Александр Федорович Котс


Работа художников в Дарвиновском Музее.

Дарвиновский Музей — единственный Музей, где живописи и скульптуре предоставлено такое широкое поле деятельности. Изображение животного входит, как один из основных элементов экспозиции наряду с зоологическими объектами.

Этот принцип был положен в основу построения Музея; и это коренным образом отличает его от других зоологических Музеев, — где работа художника является или случайной, или подсобной. В дарвиновском Музее наряду с богатейшими зоологическими коллекциями, имеется образное выявление идей эволюции и иллюстрации ея отдельных моментов — все вместе взятое создает общую картину эволюционного учения.

Еще в самом начале строительства Музея А.Ф. привлек художника Ватагина для выполнения этой художественно-научной работы.

В дальнейшем, после Октябрьской Революции, когда Музей стал на твердую базу и получил широкие возможности дальнейшего развития, к участию в этой работе был привлечен целый ряд художников и скульпторов, здесь работали Формозов, Кондаков, Езучевский и Уранова; позднее Комаров, Трофимов, Флеров и Лушников, целая плеяда различных направлений и склонностей.

Все разнообразные возможности этих художников направляются в определенное русло руководящей деятельностью А.Ф. — Глубоко продуманная им тема, с детально разработанным содержанием предлагается художнику для живописного или скульптурного оформления. В происходящем затем обсуждении, часто переходящем в дискуссию, вырабатывается общая линия выражения данной темы, соответствующая общему принципиальному плану экспозиции.

Эта совместная работа ученого и художника, является примером творческой работы, где различие точек зрения и отношений к предмету примиряются, путем взаимного воздействия.

Живопись и скульптура Дарвиновского Музея должны иметь специфический характер, где содержание превалирует над формой, они призваны служить широко развернутой иллюстрации моментов эволюционного учения.

В столь большой и иногда спешной работе возможны погрешности, возможны появление сырых и неудавшихся вещей, требующих переработки, но тем не менее ко времени развертывания Музея в новых залах — его художественно научный элемент, — художественное крыло его экспозиции — может быть также расправленным, как и чисто зоологическая его сторона, богато представленная, столь многочисленными и ценнейшими препаратами.