Александр Федорович Котс


Орденоносец-Препаратор Филипп Евтихиевич Федулов.

(к предстоящему Тридцатилетию его деятельности при Дарвиновском Музее в Москве)

Созданный трудами и талантом небольшого штаба своих давних, преданных сотрудников Государственный Дарвиновский Музей с особой гордостью и благодарностью готовится отметить предстоящее тридцатилетие работ самого давнего и преданного своего сотрудника-сооснователя — таксидермиста-препаратора, орденоносца Филиппа Евтихиевича Федулова.

Уроженец бывшей Калужской губернии, села «Ивановского», Високинического Района, крестьянин по рождению, тов. Ф. Федулов является одним из тех народных самородков, выявление которых так упорно затруднялось при царизме.

Наделенный от природы замечательными наблюдательностью, чувством формы и художественным дарованием, тов. Ф. Федулов, главный препаратор Дарвиновского Музея за истекшее тридцатилетие, является создателем громадного большинства естественно-научных экспонатов названного Музея, выполненных с мастерством, не превзойденным лучшими музеями Западной Европы. Многие тысячи зоологических препаратов — от гигантских слонов и до миниатюрнейших Колибри — созданы за тридцать лет тов. Ф. Федуловым с неподражаемым искусством. В совершенстве и единолично выполняя самые различные работы: препараторские и сырейные (дубление шкур), кузнечные, столярные, скорняжные, резные и муляжные, наш мастер-универсалист, не пользуясь ничьей поддержкой, кроме постоянного научного руководительства Директора Музея, создает из года в год свои шедевры в области препаровального искусства.

В полное отличие от общепринятой музейной практики, громаднейшее большинство работ тов. Федулова относится к разряду «реставрационная» целиком основанных на специфических технических приемах, самобытно созданных тов. Федуловым в итоге колоссальной его практики. Многие сотни уникальных редкостей (или, что то же: уникальных документов Дарвинизма..) приходилось получать со всех концов земного шара в виде неумело снятых, часто архаичных шкур зверей и птиц, полуиспорченных от действия жировых кислот, — объектов, от монтирования которых отказалась бы любая препараторская фирма Западной Европы. И, однако, в повседневной практике работ тов. Федулова давно установился основной принцип, что «брака», т.е. брошенных за невозможностью монтажа, экземпляров быть не может. Слово «Не годится!» и «Нельзя!» — хотя бы в отношение объектов со столетней давностью, для нашего тов. Федулова фактически не существует.

Замечательным достоинством работ тов. Федулова является многообразие приемов и пластичность применяемой им техники, варьируемой применительно к особенностям данного объекта. Давние и трафаретные обычные в препаровальной практике приемы или способы «набивки чучел» претворились в опытных руках, в изобретательном уме тов. Федулова в новаторские методы монтажа, максимально рациональные, предельно эффективные.

Едва ли нужно говорить, что при подобном понимании своих задач тов. Федуловым не может быть и речи о каких либо бумажно зафиксированных нормах выполнения работ. Только настойчивые просьбы пишущего эти строки, побудили некогда тов. Федулова отменить «Воскресные занятия», которыми он добровольно обязал себя по демобилизации своей в начале 1918 года, «чтобы наверстать работы, им упущенные для Музея в годы империалистической войны».. И, позже, в самые тяжелые годы послевоенной разрухи Филипп Евтихиевич ни на один день не прекращал своей работы при Музее, выполняя их при самых тяжелых условиях над трупами животных, в атмосфере мышьяковистого ангидрида, с мышьяковыми растворами, вызывающими нарывы на руках...

Десять лет тому назад, к Десятилетию Великой Октябрьской Революции, тов. Ф. Федулов, «во внимание к 30-летней полезной научно-художественной деятельности» постановлением Президиума ВЦИК'а награжден был Орденом Трудового Красного Знамени.

Прошел еще десяток лет, принесший Дарвиновскому Музею сотни новых уникальных экспонатов, вышедших из рук тов. Федулова, количеством и качеством превосходящих всю предшествующую его продукцию.

Теснее и теснее становятся теперешние стены Дарвиновского Музея для хранения, а не только для показа замечательных изделий лучшего в Союзе препаратора: не поспевают стены Учреждения за размахом и за темпами его работ.

Пройдут года, наш Дарвиновский Музей дождется своих стен, достойных содержания его, давно затмившего аналогичные собрания музеев Западной Европы и Америки. Тогда и лишь тогда перед миллионами грядущих посетителей нашего Дарвиновского Музея развернутся в полной мере замечательные экспонаты, созданные дарованием, трудом и энтузиазмом преданнейшего сотрудника-сооснователя Дарвиновского Музея — Филиппа Евтихиевича Федулова.

Основатель (1905) и Директор Дарвиновского Музея в Москве

А.Ф. Котс.

───────

Оценивая долголетние работы препаратора Федулова нельзя не указать на специфичные их трудности для Дарвиновского Музея, как сугубо нормативного и тематического. Не в пример зоологическим музеям фаунистического и систематического типа, наш Музей, расценивая экспонаты, вынужден учитывать не только собственно научную их ценность и правдивость монтировки, но и то, насколько с самого начала предусматривались техникой монтажа роль и место препарата как «идейного объекта» в общем комплексе аргументации. Вот почему при создавании своих прекрасных препаратов наш Федулов вынужден считаться неизменно с этими теоретическими требованиями, согласуя с ними каждый поворот, каждую позу, форму, линию монтируемых препаратов, в совершенстве понимая, что наш Дарвиновский Музей не есть собрание прекрасных экспонатов, но научно-художественный организм, органическое сочетание логически увязанных научных аргументов, претворенных в музеологическую форму.